«...Когда от давнего прошлого ничего уже не осталось, после смерти живых существ, после разрушения вещей, одни только, более хрупкие, но более живучие, более невещественные, более стойкие, более верные, запахи и вкусы долго еще продолжают, словно души, напоминать о себе, ожидать, надеяться, продолжают, среди развалин всего прочего, нести, не изнемогая под его тяжестью, на своей едва ощутимой капельке, огромное здание воспоминания».
Марсель Пруст. “В поисках утраченного времени”
Общие схемы. Как мы воспринимаем информацию?
Наши глаза, уши, нос и язык содержат рецепторы, которые посылают сигналы в мозг, но основные центры нашего восприятия - аудиального, визуального, обоняния, осязания и вкуса - находятся в нашем мозге. Так что смело можно заявлять, что теми субъектами, которые воспринимают, например, картинки этого мира, являются не только глаза, а глаза плюс огромное количество нейросетей нашего мозга.
Нейробиологи, исследующие мозг, видят следующую картину его работы. Информация в мозг поступает от рецепторов органов чувств. Это палочки и колбочки сетчатки глаза, вкусовые рецепторы, которые находятся на сосочках языка, волосковые клетки в улитке уха. Рецепторы посылают электрические импульсы по нервным волокнам зрительного, вкусового или слухового нерва соответственно. Эти сигналы поступают в так называемый промежуточный мозг. Отсюда сенсорная информация передается в средний мозг, где происходит ее первичный анализ: простейшая обработка и интеграция. Обработанная здесь информация передается на более высокий уровень в специализированный отдел мозга, который называется таламусом. Таламус ответственен за дальнейшую обработку сенсорной информации и ее запись на кору головного мозга.
В таламусе имеется несколько зон для обработки и фильтрации информации, поступающей от соответствующих органов чувств. Вся обработка на этом участке происходит автоматически, без влияния сознания. После записи информации, поступившей от органов чувств, в соответствующую первичную область больших полушарий (зрительную, слуховую, вкусовую), происходит окончательная обработка поступившей информации и, наконец, ее осознание (в том случае, если мы ее осознаем).
Таламус, являясь некоей распределительной станцией в мозге, получает информацию одновременно и от тех областей мозга, которые отвечают за наши эмоции (от миндалины и гипоталамуса). Связь различных отделов мозга на самом деле очень сложна и до конца не изучена. Очевидно одно - что сигналы, поступающие от 5 органов чувств, связаны всегда с теми эмоциями, которые они пробуждают и с той ситуацией, в которой находится человек, когда он это воспринимает.
Мы не просто видим картинку или предмет - визуальное восприятие рождает определенные эмоции. Не просто ощущаем аромат или вкус - эти ощущения связаны с определенными эмоциями. Наши эмоции и чувства не обязательно относятся непосредственно к самим картинкам, еде или звукам, но обусловлены и ситуацией, в которой находится человек, когда он это воспринимает. Так что наш мозг участвует в каждую долю секунды в процессе восприятия, создавая сложные нейронные связи и сложные химические процессы.
Описание того, как работает ассоциативная память, дал нам замечательный французский писатель Марсель Пруст. И это, пожалуй, лучшее образное, написанное ярким литературным языком с одной стороны, а с другой - очень точное изображение механизмов нашего мозга.
Многим, даже тем, кто не читал книги этого автора, известного своими прекрасными и длинными романами знаком так называемый эффект Пруста.
Приведу вам несколько довольно часто цитируемых отрывков.
«В то самое мгновенье, когда глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне…Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось, без всякой причины. Оно тотчас же наполнило меня равнодушием к превратностям жизни, сделало безобидными ее невзгоды, призрачной ее скоротечность, вроде того, как это делает любовь, наполняя меня некоей драгоценной сущностью: или, вернее, сущность эта была не во мне, она была мною. Я перестал чувствовать себя посредственным, случайным, смертным. Откуда могла прийти ко мне эта могучая радость?...
…И вдруг воспоминание всплыло передо мной. Вкус этот был вкусом кусочка мадлены, которым по воскресным утрам в Комбре… угощала меня тетя Леония, предварительно намочив его в чае или в настойке из липового цвета, когда я приходил в её комнату поздороваться с нею…
…Как только я вновь ощутил вкус размоченного в липовом чае бисквита, которым меня угощала тетя… в то же мгновенье старый серый дом фасадом на улицу, куда выходили окна тетиной комнаты, пристроился, как декорация, к флигельку окнами в сад, выстроенному за домом для моих родителей… А стоило появиться дому — и я уже видел городок, каким он был утром, днем, вечером, в любую погоду, площадь, куда меня водили перед завтраком, улицы, по которым я ходил, далекие прогулки в ясную погоду… весь Комбре и его окрестности — все, что имеет форму и обладает плотностью — выплыло из чашки чаю…”
У автора возникает поток воспоминаний прошлого в тот момент, когда он пробует кусочек печенья «мадлен», опущенный в чашку чая. С давно забытым вкусом детства на него нахлынули забытые, казалось, детские воспоминания. А они потянули за собой следующие, по цепочке ассоциаций, оживляя в памяти события прошлого и меняя состояние автора. Именно с этого места начинается погружение в грандиозную историю повествования (роман-эпопею “В поисках утраченного времени”, длиной в 7 томов, честно признаться, так и не осилила до конца).
Эффект восстановления ярких воспоминаний и эмоций, инициируемый воздействием запаха и вкуса, получил у ученых-нейробиологов свое название - «эффект Пруста», которое стало обозначать тот феномен, что восприятие запаха или вкуса, вид какого-либо предмета или звуки мелодии включают поток ассоциативных воспоминаний, окрашенных эмоциями.
“Лучшее, что хранится в тайниках нашей памяти, — вне нас; оно — в порыве ветра с дождем, в нежилом запахе комнаты или в запахе первой вспышки огня в очаге, — всюду, где мы вновь обнаруживаем ту частицу нас самих, которой наше сознание не пользовалось и оттого пренебрегало…”
(Марсель Пруст)
Звучит, безусловно, очень романтично. И я согласна с тем, что действительно хранится, но дело в том, что в этих тайниках хранятся не только лучшие наши воспоминания, но и все те, что связаны с негативными эмоциями и негативными переживаниями в том числе.
И это известно каждому из нас. Когда мы слышим знакомую мелодию, уже первые ее звуки могут вызвать целую гамму эмоций и чувств - от радостного возбуждения до щемящей тоски.
Что вызывают эти запахи, звуки, вкусы, какие переживания детства они хранят, мы давно забыли, да и не хотим вспоминать, но наш мозг помнит все.
Все, что мы когда-то воспринимали, чувствовали, ощущали, пробовали на вкус, ароматы которые вдыхали, осознаваемое и, в большей степени неосознаваемое, в связке с эмоциональным фоном, который они рождают - все это находится в тайниках нашей памяти, в кладовой мозга. Да и в клетках тела заодно. (Но это другая история).
Именно поэтому какие-то запахи и вкусы нам нравятся, а какие-то вызывают отторжение вплоть до аллергической реакции. Одни звуки и картинки вызывают приятные ощущения и радость, другие - раздражают или могут повергать в необъяснимую печаль. И опыт каждого человека индивидуален. Поэтому, да, “о вкусах не спорят”, это по меньшей мере, не имеет под собой никаких оснований.
Мы воспринимаем этот мир сквозь призмы нашего опыта, которые формирует наш мозг, искажая этот мир, а часто меняя его до неузнаваемости.
Для чего нам нужны техники направленного внимания на свои ощущения?
Осознанность — это способность жить настоящем, без осуждения принимая людей, обстоятельства жизни и окружающий мир. Можно сказать, что это способность мозга воспринимать этот мир без искажений.
Каждое из описанных пяти простых упражнений майндфулнесс (чек-лист 5 чувств) показывает нам, что означает находиться в настоящем в каждый момент времени.
Внимательное наблюдение за своими ощущениями - это ключ к настоящему моменту. Используя пять чувств (аудиальное и визуальное восприятие, обоняние, вкус и осязание), мы можем переносить внимание на настоящий момент, и улучшать свое восприятие окружающего мира, воспринимать его без искажений.
Что дают упражнения майндфулнесс? Для чего они нам нужны?
для того, чтобы тренировать внимательность
учиться быть в настоящем моменте
быстро переходить из состояния автопилота в здесь-и-сейчас
постепенно убирать искажающие призмы восприятия
А для детей - это особенно важно, потому что именно в детстве формируются те нейронные сети, которые становятся шаблонами для восприятия жизни в дальнейшем. Поэтому родителям невероятно полезно делать упражнения вместе с детьми.
Тренируя осознанное наблюдение, мы учимся воспринимать мир не с помощью сети ассоциативных связей, не через призму прошлого опыта, связанного не только с позитивными, но и с негативными эмоциями, и этим искажающим наше восприятие, а таким, какой он есть на самом деле.
Comments